Конструкции всех автомобильных подвесок имеют схожее строение. В частности, ступица колеса закреплена на так называемых рычагах посредством шаровых опор для свободного перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях. За смягчение вибраций при проезде дорожных неровностей отвечают амортизаторы в совокупности с пружинами. Чтобы нагрузка равномерно распределялась между узлами подвески при маневрах и поворотах, применяются стабилизаторы — поперечные крепления между опорными балками кузова и ступичным узлом. Их роль, по сути, сводится к уменьшению крена машины. Все перечисленные детали подвески имеют различный срок службы и изнашиваются неравномерно. Как же продлить «жизнь» ходовой части авто, предотвратив ее преждевременный выход из строя?
Профилактические работы и своевременная проверка
Итак, первое, на что хочется обратить внимание — это шаровые опоры. Без этих шарниров сконструировать подвеску просто нереально. В современных автомобилях общее количество шаровых опор может доходить до нескольких десятков штук. Рассматриваемые шарниры выпускают в закрытом исполнении. Их смазка производится лишь один раз — в процессе установки. От пыли и грязи опоры защищены резиновыми пыльниками. По факту, именно шаровые опоры принимают на себя основной удар при проезде ям и кочек, поскольку они жестко крепятся к ступичному узлу. За счет этого фактора они очень быстро изнашиваются. Так, при интенсивной эксплуатации машины шарниры придется менять не реже одного раза за сезон. Несвоевременная замена может привести к печальным последствиям на дороге. Помимо ударных нагрузок шаровая опора может быстро выйти из строя в случае загрязнения, когда рвется пыльник. Чтобы продлить срок службы рассматриваемых деталей, следует как можно аккуратнее проезжать дорожные неровности и периодически производить осмотр резиновых защитных колпачков.
Далее перейдем к амортизаторам. На подавляющем большинстве автомобилей сегодня установлены масляные «амортёры». Гашение колебаний здесь происходит за счет движения жидкости в полостях конструкции. Масло внутри амортизаторов греется, стабилизируя энергию расшатывания. Конструкция этих узлов весьма проста и надежна, поэтому заклинивание штока или его деформация возможны исключительно при сильных толчках. На срок службы амортизаторов, в первую очередь, влияет степень износа смазочного материала. Со временем масло начинает разжижаться, а эффективность работы присадок падает, за счет чего штоки плохо смазываются, а резиновые уплотнители быстро стареют. На износ масла сильно влияет плохой теплообмен амортизатора с окружающей средой. Чем он хуже — тем масло сильнее греется и, соответственно, изнашивается. Чтобы не допустить преждевременного выхода амортизаторов из строя, необходимо свести к минимуму движение по грунтовым дорогам с плохим покрытием, а также регулярно производить мойку этих узлов.
Как известно, в паре с амортизатором работает пружина. За счет простоты конструкции она прочна и долговечна. К негативным факторам, влияющим на ее работоспособность, относятся коррозия и чрезмерные перегрузки. Так, если машину часто перегружать, пружины со временем теряют жесткость, а их ржавление способствует повышению ломкости. Не исключено, что в один прекрасный момент при проезде дорожной ямы пружина лопнет, а шток амортизатора от сильного удара согнется и заклинит. Чтобы исключить вероятность такой поломки, пружины, как и амортизаторы, необходимо чаще мыть и не перегружать.